Дополнительная
общеразвивающая программа
«БАСКЕТБОЛ»
Физкультурно-спортивная направленность
Рассчитана
на детей – 11-17 лет
Срок
освоения – 3 года
Пояснительная записка
Актуальность.
Новизна.
Программа предназначена для детей 11-17 лет.
В учебные группы зачисляются учащиеся общеобразовательного учреждения, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача для занятий баскетболом. Набор производится до 1 сентября текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в случае отчисления детей по каким-либо причинам.
2. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы
«Баскетбол»
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол»
Содержание программы 1-го года обучения
1.
Теоретическая подготовка
-
Состояние и развитие баскетбола в России
-
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
-
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
-
Гигиенические требования к занимающимся спортом
-
Профилактика травматизма в спорте
- Основы
техники игры и техническая подготовка
-
Физические качества и физическая подготовка
-
Спортивные соревнования
2.Общефизическая подготовка
Общеподготовительные
упражнения:
-
Упражнения для всех групп мышц
-
Упражнения для развития силы
-
Упражнения для развития гибкости
-
Упражнения для развития быстроты
-
Упражнения для развития ловкости
-
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-
Упражнения для развития общей выносливости
-
Подвижные игры
3.
Специальная физическая подготовка
-
Упражнения для развития быстроты движения
-
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска
-
Упражнения для развития игровой ловкости
-
Упражнения для развития специальной выносливости
4.
Техническая подготовка
- Прыжок
толчком двух ног, одной ноги
-
Остановка двумя шагами
-
Повороты вперед, назад
- Ловля
мяча двумя руками на месте
-
Передачи мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди, снизу, с места
-
Передача мяча одной рукой с места
-
Ведение мяча с высоким, низким отскоком, со зрительным контролем
- Броски
в корзину двумя руками с отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту
- Броски
в корзину одной рукой от плеча, с
отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту
5.
Тактическая подготовка
Тактика
нападения
- Выход
для получения мяча, для отвлечения мяча
- Атака
корзины
-
«Передай мяч и выходи»
Тактика
защиты
-
Противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча,
атаке корзины
6.
Игровая подготовка
-
Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к
соревновательным
-
Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных
комбинациях и системах нападения и защиты
-
Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных
особенностей юного баскетболиста
-
Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на
игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры,
независимо от ее исхода)
-
Освоение терминологии, принятой в баскетболе
-
Овладение командным языком, умение отдать рапорт
-
Проведение упражнений по построению и перестроению группы
- В
качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
-
Составление комплекса ОРУ и умение провести разминку с группой
7.
Контрольные и календарные игры
-
Участие в первенствах школы по баскетболу
-
Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу
-
Участие в товарищеских встречах внутри города
-
Приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение этики спортивной борьбы и
необходимость проявления высоких нравственных качеств
8.
Контрольные испытания
В процессе учебно-тренировочной работы
систематически ведется контроль подготовленности путем:
а)
текущей оценки усвоения изучаемого материала;
б)
оценки результатов выступления команды и индивидуальных игровых показателей;
в)
выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке,
для чего организуются специальные соревнования.
Содержание программы 2-го года обучения
1.
Теоретическая подготовка
-
Состояние и развитие баскетбола в России
-
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
-
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
-
Гигиенические требования к занимающимся спортом
-
Профилактика травматизма в спорте
- Общая
характеристика спортивной подготовки
-
Планирование и контроль подготовки
- Основы
техники игры и техническая подготовка
-
Физические качества и физическая подготовка
-
Спортивные соревнования
-
Правила по мини-баскетболу
-
Установка на игру и разбор результатов игры
2. Общефизическая
подготовка
Общеподготовительные
упражнения:
-
Упражнения для всех групп мышц
-
Упражнения для развития силы ловкости
-
Упражнения для развития гибкости
-
Упражнения для развития быстроты
-
Упражнения для развития ловкости
-
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-
Упражнения для развития общей выносливости
-
Подвижные игры
3.
Специальная физическая подготовка
-
Упражнения для развития быстроты движения
-
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска
-
Упражнения для развития игровой ловкости
-
Упражнения для развития специальной выносливости
4.
Техническая подготовка
- Прыжок
толчком двух ног, одной ноги
-
Остановка прыжком, двумя шагами
-
Повороты вперед, назад
- Ловля
мяча двумя руками на месте, в движении
- Ловля
мяча двумя руками при встречном, поступательном движении, при движении сбоку
- Ловля
мяча одной рукой на месте, в движении
-
Передачи мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, в
движении, в прыжке, встречные
-
Передача мяча одной рукой сверху, от головы, от плеча, сбоку, снизу, с места, в
движении
-
Ведение мяча с высоким, низким отскоком, со зрительным контролем, без
зрительного контроля
- Броски
в корзину одной рукой сверху, от плеча, снизу, с отскоком от щита, с места, в
движении, в прыжке, прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
5.
Тактическая подготовка
Тактика
нападения
- Выход
для получения мяча, для отвлечения мяча
-
Розыгрыш мяча
- Атака
корзины
-
«Передай мяч и выходи»
-
Наведение, пересечение
Тактика
защиты
-
Противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча,
атаке корзины
-
Подстраховка
-
Система личной защиты
6.
Игровая подготовка
-
Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к
соревновательным
-
Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных
комбинациях и системах нападения и защиты
-
Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных
особенностей юного баскетболиста
-
Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру,
регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от
ее исхода)
-
Освоение терминологии, принятой в баскетболе
-
Овладение командным языком, умение отдать рапорт
-
Проведение упражнений по построению и перестроению группы
- В
качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
-
Составление комплекса ОРУ и умение провести разминку с группой
7.
Контрольные и календарные игры
-
Участие в первенствах школы по баскетболу
-
Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу
-
Участие в товарищеских встречах внутри города
-
Участие сборной команды в первенстве города по баскетболу
-
Приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение этики спортивной борьбы и
необходимость проявления высоких нравственных качеств
8.
Контрольные испытания
В процессе учебно-тренировочной работы
систематически ведется контроль подготовленности путем:
а)
текущей оценки усвоения изучаемого материала;
б)
оценки результатов выступления команды и индивидуальных игровых показателей;
в)
выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке,
для чего организуются специальные соревнования.
Содержание программы 3-го года обучения
1.
Теоретическая подготовка
-
Состояние и развитие баскетбола в России
-
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
- Общая
характеристика спортивной подготовки
-
Планирование и контроль подготовки
- Основы
техники игры и техническая подготовка
- Основы
тактики игры и тактическая подготовка
-
Физические качества и физическая подготовка
-
Спортивные соревнования
-
Правила по мини - баскетболу
-
Установка на игру и разбор результатов игры
2.Общефизическая подготовка
Общеподготовительные
упражнения:
-
Упражнения для всех групп мышц
-
Упражнения для развития силы ловкости
- Упражнения
для развития гибкости
-
Упражнения для развития быстроты
-
Упражнения для развития ловкости
-
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-
Упражнения для развития общей выносливости
-
Подвижные игры
3.
Специальная физическая подготовка
-
Упражнения для развития быстроты движения
-
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска
-
Упражнения для развития игровой ловкости
-
Упражнения для развития специальной выносливости
4.
Техническая подготовка
- Прыжок
толчком двух ног, одной ноги
-
Остановка прыжком, двумя шагами
-
Повороты вперед, назад
- Ловля
мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
- Ловля
мяча двумя руками при встречном, поступательном движении, при движении сбоку
- Ловля
мяча одной рукой на месте, в движении,
-
Передачи мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, в
движении, в прыжке, встречные,
-
Передача мяча одной рукой сверху, от головы, от плеча, сбоку, снизу, с места, в
движении
-
Ведение мяча с высоким, низким отскоком, со зрительным контролем, без
зрительного контроля
- Броски
в корзину одной рукой сверху, от плеча, снизу, с отскоком от щита, с места, в
движении, в прыжке, прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту
5.
Тактическая подготовка
Тактика
нападения
- Выход
для получения мяча, для отвлечения мяча
-
Розыгрыш мяча
- Атака
корзины
-
«Передай мяч и выходи»
-
Наведение, пересечение
Тактика
защиты
-
Противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча,
атаке корзины
-
Подстраховка
-
Система личной защиты
6.
Игровая подготовка
-
Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к
соревновательным
-
Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных
комбинациях и системах нападения и защиты
-
Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных
особенностей юного баскетболиста
-
Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на
игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры,
независимо от ее исхода)
-
Освоение терминологии, принятой в баскетболе
-
Овладение командным языком, умение отдать рапорт
-
Проведение упражнений по построению и перестроению группы
- В
качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
-
Составление комплекса ОРУ и умение провести разминку с группой
7.
Контрольные и календарные игры
-
Участие в первенствах школы по баскетболу
-
Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу
-
Участие в товарищеских встречах внутри города
- Участие
сборной команды в первенстве города по баскетболу
-
Приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение этики спортивной борьбы и
необходимость проявления высоких нравственных качеств
8.
Контрольные испытания
В процессе учебно-тренировочной работы
систематически ведется контроль подготовленности путем:
а)
текущей оценки усвоения изучаемого материала;
б)
оценки результатов выступления команды и индивидуальных игровых показателей;
в)
выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке,
для чего организуются специальные соревнования.
4.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы
«Баскетбол»
Личностные результаты освоения программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний (в конце изучения темы).
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действий.
Ожидаемые
результаты 1 года обучения
К концу первого года дети должны:
Знать
-
технику
безопасности при занятиях спортивными играми;
-
историю
Российского баскетбола;
-
лучших
игроков края и России;
-
знать
простейшие правила игры.
Уметь
-
выполнять
перемещения в стойке;
-
остановку
в два шага и прыжком;
-
выполнять
ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
-
бросать
мяч в корзину двумя руками от груди с места;
-
владеть
техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
К концу первого года обучения учащиеся:
-
овладеют
техникой передвижения
-
овладеют
основами техники игры: смогут выполнять ловлю двумя руками на месте, передачи
мяча двумя руками, одной рукой и ведение мяча
-
смогут
выполнять броски в корзину двумя руками сверху, от груди, с отскоком от щита, с
места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту
-
смогут
выполнять броски в корзину одной рукой от плеча, с отскоком от щита, с места, в
движении, прямо перед щитом, под углом к
щиту
-
овладеют основами тактики игры в нападении:
выход для получения мяча, выход для отвлечения мяча, атака корзины, «передай
мяч и выходи»
-
овладеют
основами тактики игры в защите: противодействие получению мяча, выходу на
свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины
-
успешная
сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке.
Ожидаемые
результаты 2 года обучения
К концу второго года обучения:
-
Знать
-
-
правила личной гигиены;
-
-
следить за выступлением команд в Российском чемпионате;
-
-
знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
Уметь
-
передвигаться
в защитной стойке;
-
выполнять
остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
-
ловить
и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
-
выполнять
ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
-
владеть
техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
-
играть
по упрощенным правилам мини-баскетбола.
К концу второго года обучения учащиеся:
-
овладеют
техникой передвижения
-
овладеют
основами техники игры: смогут выполнять ловлю двумя руками на месте, в
движении, в прыжке, при встречном движении, ловлю одной рукой на месте, в
движении, передачи мяча двумя руками, одной рукой и ведение мяча
-
смогут
выполнять броски в корзину двумя руками сверху, от груди, с отскоком от щита, с
места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту, сверху, от груди, с
отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту
-
смогут
выполнять броски в корзину одной рукой от плеча, с отскоком от щита, с места, в
движении, прямо перед щитом, под углом к
щиту
-
овладеют
основами тактики игры в защите: противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча, атаке
корзины
-
научатся
в нападающих действиях выполнять «наведение»
-
научатся
перехватывать мяч при передаче его соперником
-
успешно
выполнят контрольные нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.
Ожидаемые
результаты 3 года обучения
К концу третьего года обучения учащиеся:
-
научатся
планировать и контролировать спортивную подготовку
-
улучшат
технико-тактическую подготовку
-
улучшат
психологическую подготовку
-
смогут
выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту,
параллельно щиту
-
научатся
в нападающих действиях выполнять «наведение»
-
научатся
перехватывать мяч при передаче его соперником
-
смогут
действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника
(2х1)
-
смогут
действовать в нападении при выходе трех нападающих против двух защитников (3х1,
3х2)
-
смогут
использовать «малую восьмерку» в нападающих командных действиях
-
освоят
систему личной защиты
-
научатся
действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника (1х2)
-
научатся действовать в защите при выходе трех
нападающих против одного или двух защитников (1х3, 2х3)
-
успешно
выполнят контрольные нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.
№ |
Тема
программы |
Форма
организации и проведения занятия |
Методы
и приемы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический
материал, техническое оснащение занятий |
Вид
и форма контроля, форма предъявления результата |
1 |
Теорети-ческая
подготовка |
Групповая,
индивидуальная, подгрупповая, фронтальная |
Словесный,
объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового
материала. Конспекты
занятий для педагога |
Специальная
литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в
баскетболе |
Вводный,
положение о соревнованиях по баскетболу |
2 |
Общефизи-ческая подготовка |
Индивидуальная,
групповая, подгрупповая, поточная,
фронтальная |
Словесный,
наглядный показ, упражнения в парах, тренировки |
Таблицы,
схемы, карточки, мячи на каждого обучающего |
Тестирование,
карточки судьи, протоколы |
3 |
Специальная подготовка |
Индивидуальная,
групповая, подгрупповая, фронтальная,
коллективно-групповая, в парах |
Словесный,
объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в
парах, тренировки, наглядный показ педагогом
|
литература,
схемы, справочные материалы, карточки,
плакаты, мячи на каждого обучающего |
Зачет,
тестирование, учебная игра, промежуточный тест |
4 |
Техническая подготовка |
Индивидуальная,
групповая, подгрупповая,
Индивидуально- фронтальная, коллективно-групповая, в парах |
Словесный,
объяснение, беседа, практические
занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный
показ педагогом, учебная игра
|
Дидактические
карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего |
Зачет,
тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование |
5 |
Тактическая подготовка |
Индивидуальная,
групповая, подгрупповая, фронтальная,
коллективно-групповая, в парах |
Словесный,
объяснение нового материала, беседа,
практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный
показ педагогом, учебная игра
|
литература,
схемы, справочные материалы, карточки,
плакаты, мячи на каждого обучающего |
учебная игра, соревнование |
6 |
Игровая подготовка |
групповая, подгрупповая, коллективно-групповая |
практические
занятия, упражнения в парах, тренировки, учебная
игра |
Дидактические
карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи |
Учебная
игра, промежуточный отбор, соревнование |
7 |
Контрольные и календарные игры |
коллективно-групповая |
Учебная
игра, товарищеская встреча, соревнования |
Дидактические
карточки, литература, схемы, плакаты,
видеозаписи, |
Учебная
игра, соревнование |
8 |
Контрольные испытания |
Групповая,
индивидуальная, подгрупповая, фронтальная |
Словесный,
наглядный показ, упражнения в парах, объяснение нового материала, |
схемы,
мячи на каждого обучающего, баскетбольные щиты, конусы, секундомеры |
Тестирование,
протоколы, судьи |
6. Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеразвивающей программы
«Баскетбол»
Обеспечение программы
методической продукцией:
1. Дидактические материалы
- картотека упражнений по баскетболу
- схемы и плакаты освоения технических приемов
в баскетболе
- правила игры в баскетбол
- правила судейства в баскетболе
- положение о соревнованиях по баскетболу
- разработка инструктажа по технике
безопасности
- разработки общеразвивающих упражнений и
подвижных игр
2. Методические рекомендации
- рекомендации по организации
безопасного ведения двусторонней игры
- рекомендации по организации подвижных игр с
баскетбольным мячом
- рекомендации по организации работы с
картотекой упражнений по баскетболу
- инструкции по охране труда
3. Информационное обеспечение
- учебная литература
- учебные видеофильмы и аппаратура для их
просмотра
- компьютер с выходом в Интернет
Материально-техническое обеспечение:
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические,
эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами
физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать
возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из
расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование - безопасность физкультурного
оборудования.
Основной
учебной базой для проведения занятий является спортивный зал школы с
баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными щитами. Наличие баскетбольных
мячей для каждого ученика. Наличие набивных, футбольных, волейбольных и теннисных мячей стоек для обводки,
гимнастических скамеек и матов, гимнастических палок и скакалок, гантелей, барьеров, обручей, секундомеров и рулеток,
каната.
Список литературы для
педагогов
1. «Баскетбол. Программа спортивной подготовки
для ДЮСШ» авторов Ю.М.Портнова, В.Г.Башкировой, В.Г.Луничкина, М.И.Духовного,
А.Б.Мацака, С.В.Чернова, А.Б.Саблина 2004 год.
2. «Баскетбол для юниоров» - П. Баррел,
П.Патрик, 2007г.
3. «Мини-баскетбол в школе» - Ю.Ф. Буйлин,
Ю.И.Портных, 1996г.
4. «Баскетбол. Теория и методика обучения» -
Д.И. Нестеровский, 2004г.
5. «Подвижные игры в системе подготовки
баскетбола» - Е.А.Чернова, 2002г.
6. «Официальные правила баскетбола» -
инфобаскет, 2010г.
7. «Баскетбол. Секреты мастерства» - А.Я.
Гомельский, 1997г.
8. «Баскетбол. Начальный этап обучения» -
В.В.Кузин, С.А. Полиеский, М.ФиС, 1999г.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. «Баскетбол. 100 упражнений и советов для
юных игроков» - НИК М. Сортэл, 2002г.
2. «Все о тренировке юного баскетболиста» - Б.
Гатмен, Т. Финнеган, М.АСТ, 2007г.
3. «Баскетбол. Навыки и упражнения» - В.Джерри,
Д.Мейер, М.АСТ, 2006г.
4. «Баскетбол. Азбука спорта» - Л.В.Костикова,
М. ФиС, 2002г.
5. «Баскетбол. Книга для учащихся» -
А.Д.Леонов, А.А.Малый, Киев, 1989г.
6. «Упражнения и игры с мячами в системе
подготовки баскетболистов» - Чернова Е.А., Кузнецов В.С., Москва,2003г.
7. «Подвижные игры в системе подготовки
баскетболистов» - Чернова Е.А.,Москва, 2001г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий