Учебный курс "Техника и тактика баскетбола"

Дополнительная общеразвивающая программа

«БАСКЕТБОЛ»

 Физкультурно-спортивная направленность

Рассчитана на детей – 11-17 лет

Срок освоения – 3 года

Пояснительная записка 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Баскетбол» составлена и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в соответствии с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 г. N 189, в редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменение №2 утв.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, далее СанПиН 2.4.2. 2821-10), и разработана на основе типовой программы «Баскетбол», авторов Ю.М.Портнова, В.Г.Башкировой, В.Г.Луничкина, М.И.Духовного, А.Б.Мацака, С.В.Чернова, А.Б.Саблина. 

Актуальность. 

Баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников, благодаря своей воспитательной, оздоровительной, образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, убедительно показали его большое значение как здоровье формирующей функции, обеспечивающей эффективное развитие основных двигательных и координационных способностей, доступные формы реализации физической активности, индивидуально приемлемой для каждого человека. В связи с этим важно и необходимо целенаправленное и интенсивное освоение баскетбола детьми, актуализированного в здоровом стиле их жизни и в создании условий для профессионального самоопределения. 

Новизна. 

Программа курса «Баскетбол» учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заниматься с «нуля» тем детям, которые еще не начали проходить раздел «баскетбол» в школе, заинтересовать занимающихся, используя средства и методы воспитания и обучения. Педагогические умения, яркий эмоциональный фон способствуют выработке устойчивой внутренней мотивации. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. 

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. 

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра в баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества: выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др., а также формируются личные качества ребенка: общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде. 

В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей. Также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15 человек. 

В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 

Цель программы: 
- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; 
- развитие личностного потенциала ребенка и его физической культуры посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом; 
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями занимающихся.

Задачи. 
Программа направлена на решение следующих задач физического воспитания учащихся: 
- выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся; 
- формирование общей культуры учащихся; 
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; 
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья; 
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма и неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; 
- обучение основам базовых видов двигательных действий; 
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей; 
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; 
- углубление представления о спортивных играх, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; 
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранным видом спорта в свободное время; 
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве капитана, судьи; 
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; 
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; 
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. 
В основу программы были заложены основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов. Комплексность предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического контроля). Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности. Вариативность предусматривает индивидуальный подход с учетом особенностей юного спортсмена. Вариативность программного материала для практических занятий характеризуется разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Соблюдены принципы наглядности, доступности, систематичности.

Формы и методы обучения. 
Основные формы организации образовательного процесса — тренировочные занятия, беседы, учебные игры, соревнования, тестирование, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований, контрольные игры. 
Формы организации обучения: 
командная, малыми группами, индивидуальная. 
Способы проверки образовательной программы: 
- повседневное систематическое наблюдение; 
- участие в спортивных праздниках, конкурсах; 
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях. 
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии, взаимно дополняющие друг друга. Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы. 

К общепедагогическим методам, применяемым на уроке физической культуры, относятся следующие: 
1) Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии, распоряжения, команды, указания); 
2) Методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность; опосредованная наглядность; направленного прочувствования двигательного действия; срочной информации). 

Специальные методы: 
1) Методы строго регламентированного упражнения: 
- методы обучения двигательным действиям (целостно-конструктивного упражнения; расчлененно-конструктивного упражнения; сопряженного воздействия); 
- методы воспитания физических качеств (методы стандартного упражнения; методы переменного упражнения, круговой метод); 
2) Игровой метод (использование упражнений в игровой форме); 
3) Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). 
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. 

Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол» 
Срок реализации программы «Баскетбол» составляет 3 года. Продолжительность учебного года 37 недель два раза в неделю по одному часу. Нормативный срок освоения –74 часа в год, весь период – 222 часа. 

Программа предназначена для детей 11-17 лет.

В учебные группы зачисляются учащиеся общеобразовательного учреждения, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача для занятий баскетболом. Набор производится до 1 сентября текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в случае отчисления детей по каким-либо причинам.

2. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы
«Баскетбол»

3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол»

Содержание программы 1-го года обучения

 

1. Теоретическая подготовка  

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

- Влияние физических упражнений на организм спортсмена

- Гигиенические требования к занимающимся спортом

- Профилактика травматизма в спорте

- Основы техники игры и техническая подготовка

- Физические качества и физическая подготовка

- Спортивные соревнования

2.Общефизическая подготовка  

Общеподготовительные упражнения:

- Упражнения для всех групп мышц

- Упражнения для развития силы 

- Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

- Упражнения для развития общей выносливости

- Подвижные игры

3. Специальная физическая подготовка  

- Упражнения для развития быстроты движения

- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- Упражнения для развития игровой ловкости

- Упражнения для развития специальной выносливости

4. Техническая подготовка  

- Прыжок толчком двух ног, одной ноги

- Остановка двумя шагами

- Повороты вперед, назад

- Ловля мяча двумя руками на месте

- Передачи мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди, снизу, с места

- Передача мяча одной рукой с места

- Ведение мяча с высоким, низким отскоком, со зрительным контролем

-Ведение мяча на месте, по прямой, по дугам, по кругам. 
- Броски в корзину двумя руками сверху, от груди, снизу.

- Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита, с места, в движении,  прямо перед щитом, под углом к щиту

- Броски в корзину одной рукой  от плеча, с отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту

5. Тактическая подготовка  

Тактика нападения

- Выход для получения мяча, для отвлечения мяча

- Атака корзины

- «Передай мяч и выходи»

Тактика защиты 

- Противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины

6. Игровая подготовка  

- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным

- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты

- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста

- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода)

- Освоение терминологии, принятой в баскетболе

- Овладение командным языком, умение отдать рапорт

- Проведение упражнений по построению и перестроению группы

- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.

- Составление комплекса ОРУ и умение провести разминку с группой

7. Контрольные и календарные игры  

- Участие в первенствах школы по баскетболу

- Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу

- Участие в товарищеских встречах внутри города

- Приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение этики спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств

8. Контрольные испытания  

   В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется контроль подготовленности путем:

а) текущей оценки усвоения изучаемого материала;

б) оценки результатов выступления команды и индивидуальных игровых показателей;

в) выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

 

Содержание программы 2-го года обучения

1. Теоретическая подготовка  

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

- Влияние физических упражнений на организм спортсмена

- Гигиенические требования к занимающимся спортом

- Профилактика травматизма в спорте

- Общая характеристика спортивной подготовки

- Планирование и контроль подготовки

- Основы техники игры и техническая подготовка

- Физические качества и физическая подготовка

- Спортивные соревнования

- Правила по мини-баскетболу

- Установка на игру и разбор результатов игры

2. Общефизическая подготовка  

Общеподготовительные упражнения:

- Упражнения для всех групп мышц

- Упражнения для развития силы  ловкости

- Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

- Упражнения для развития общей выносливости

- Подвижные игры

3. Специальная физическая подготовка  

- Упражнения для развития быстроты движения

- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- Упражнения для развития игровой ловкости

- Упражнения для развития специальной выносливости

4. Техническая подготовка  

- Прыжок толчком двух ног, одной ноги

- Остановка прыжком, двумя шагами

- Повороты вперед, назад

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении

- Ловля мяча двумя руками при встречном, поступательном движении, при движении сбоку

- Ловля мяча одной рукой на месте, в движении

- Передачи мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, в движении, в прыжке, встречные

- Передача мяча одной рукой сверху, от головы, от плеча, сбоку, снизу, с места, в движении

- Ведение мяча с высоким, низким отскоком, со зрительным контролем, без зрительного контроля

- Ведение мяча на месте, по прямой, по дугам, по кругам, зигзагом.
- Броски в корзину двумя руками сверху, от груди, снизу, с отскоком от щита, с места, в движении, ближние, прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту

- Броски в корзину одной рукой сверху, от плеча, снизу, с отскоком от щита, с места, в движении, в прыжке, прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.

5. Тактическая подготовка  

Тактика нападения

- Выход для получения мяча, для отвлечения мяча

- Розыгрыш мяча

- Атака корзины

- «Передай мяч и выходи»

- Наведение, пересечение

Тактика защиты 

- Противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины

- Подстраховка

- Система личной защиты

6. Игровая подготовка  

- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным

- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты

- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста

- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода)

- Освоение терминологии, принятой в баскетболе

- Овладение командным языком, умение отдать рапорт

- Проведение упражнений по построению и перестроению группы

- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.

- Составление комплекса ОРУ и умение провести разминку с группой

7. Контрольные и календарные игры  

- Участие в первенствах школы по баскетболу

- Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу

- Участие в товарищеских встречах внутри города

- Участие сборной команды в первенстве города по баскетболу

- Приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение этики спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств

8. Контрольные испытания  

   В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется контроль подготовленности путем:

а) текущей оценки усвоения изучаемого материала;

б) оценки результатов выступления команды и индивидуальных игровых показателей;

в) выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

 

Содержание программы 3-го года обучения

1. Теоретическая подготовка  

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

- Общая характеристика спортивной подготовки

- Планирование и контроль подготовки

- Основы техники игры и техническая подготовка

- Основы тактики игры и тактическая подготовка

- Физические качества и физическая подготовка

- Спортивные соревнования

- Правила по мини - баскетболу

- Установка на игру и разбор результатов игры

2.Общефизическая подготовка  

Общеподготовительные упражнения:

- Упражнения для всех групп мышц

- Упражнения для развития силы  ловкости

- Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

- Упражнения для развития общей выносливости

- Подвижные игры

3. Специальная физическая подготовка

- Упражнения для развития быстроты движения

- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- Упражнения для развития игровой ловкости

- Упражнения для развития специальной выносливости

4. Техническая подготовка  

- Прыжок толчком двух ног, одной ноги

- Остановка прыжком, двумя шагами

- Повороты вперед, назад

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке

- Ловля мяча двумя руками при встречном, поступательном движении, при движении сбоку

- Ловля мяча одной рукой на месте, в движении,

- Передачи мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, в движении, в прыжке, встречные,

- Передача мяча одной рукой сверху, от головы, от плеча, сбоку, снизу, с места, в движении

- Ведение мяча с высоким, низким отскоком, со зрительным контролем, без зрительного контроля

- Ведение мяча на месте, по прямой, по дугам, по кругам, зигзагом.
- Броски в корзину двумя руками сверху, от груди, снизу, с отскоком от щита, с места, в движении, ближние, прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.

- Броски в корзину одной рукой сверху, от плеча, снизу, с отскоком от щита, с места, в движении, в прыжке, прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту

5. Тактическая подготовка  

Тактика нападения

- Выход для получения мяча, для отвлечения мяча

- Розыгрыш мяча

- Атака корзины

- «Передай мяч и выходи»

- Наведение, пересечение

Тактика защиты 

- Противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины

- Подстраховка

- Система личной защиты

6. Игровая подготовка  

- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным

- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты

- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста

- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода)

- Освоение терминологии, принятой в баскетболе

- Овладение командным языком, умение отдать рапорт

- Проведение упражнений по построению и перестроению группы

- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.

- Составление комплекса ОРУ и умение провести разминку с группой

7. Контрольные и календарные игры  

- Участие в первенствах школы по баскетболу

- Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу

- Участие в товарищеских встречах внутри города

- Участие сборной команды в первенстве города по баскетболу

- Приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение этики спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств

8. Контрольные испытания  

   В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется контроль подготовленности путем:

а) текущей оценки усвоения изучаемого материала;

б) оценки результатов выступления команды и индивидуальных игровых показателей;

в) выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

 

 

4.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

«Баскетбол»



Личностные результаты освоения программы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний (в конце изучения темы).

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действий.

Ожидаемые результаты 1 года обучения

К концу первого года дети должны:

Знать

-         технику безопасности при занятиях спортивными играми;

-         историю Российского баскетбола;

-         лучших игроков края и России;

-         знать простейшие правила игры.

Уметь

-        выполнять перемещения в стойке;

-        остановку в два шага и прыжком;

-        выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;

-        бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;

-        владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.

К концу первого года обучения  учащиеся:

-        овладеют техникой передвижения

-        овладеют основами техники игры: смогут выполнять ловлю двумя руками на месте, передачи мяча двумя руками, одной рукой и ведение мяча

-        смогут выполнять броски в корзину двумя руками сверху, от груди, с отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту

-        смогут выполнять броски в корзину одной рукой от плеча, с отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом,  под углом к щиту

-         овладеют основами тактики игры в нападении: выход для получения мяча, выход для отвлечения мяча, атака корзины, «передай мяч и выходи»

-        овладеют основами тактики игры в защите: противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины

-        успешная сдача контрольных  нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке.

Ожидаемые результаты 2 года обучения

К концу второго года обучения:

-        Знать

-         - правила личной гигиены;

-         - следить за выступлением  команд в Российском чемпионате;

-         - знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).

Уметь

-         передвигаться в защитной стойке;

-         выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;

-         ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;

-         выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;

-         владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;

-         играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.

К концу второго года обучения  учащиеся:

-        овладеют техникой передвижения

-        овладеют основами техники игры: смогут выполнять ловлю двумя руками на месте, в движении, в прыжке, при встречном движении, ловлю одной рукой на месте, в движении, передачи мяча двумя руками, одной рукой и ведение мяча

-        смогут выполнять броски в корзину двумя руками сверху, от груди, с отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту, сверху, от груди, с отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту

-        смогут выполнять броски в корзину одной рукой от плеча, с отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом,  под углом к щиту

-        овладеют основами тактики игры в защите: противодействие получению мяча, выходу на    свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины

-        научатся в нападающих действиях выполнять «наведение»

-        научатся перехватывать мяч при передаче его соперником

-        успешно выполнят контрольные  нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.

Ожидаемые результаты 3 года обучения

К концу третьего года обучения  учащиеся:

-        научатся планировать и контролировать спортивную подготовку

-        улучшат технико-тактическую подготовку

-        улучшат психологическую подготовку

-        смогут выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту

-        научатся в нападающих действиях выполнять «наведение»

-        научатся перехватывать мяч при передаче его соперником

-        смогут действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника (2х1)

-        смогут действовать в нападении при выходе трех нападающих против двух защитников (3х1, 3х2)

-        смогут использовать «малую восьмерку» в нападающих командных действиях

-        освоят систему личной защиты

-        научатся действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника (1х2)

-         научатся действовать в защите при выходе трех нападающих против одного или двух защитников (1х3, 2х3)

-        успешно выполнят контрольные  нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.

 

5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол» 
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: 

- спортивные праздники, конкурсы; 

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста; 

- соревнования школьного и городского масштабов. 

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год. 

Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в октябре и в апреле – мае. 

Формы и способы фиксации результатов: 

- протоколы контрольных тестов и упражнений; 

- учет и анализ результатов игровой деятельности за период обучения. 

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.


Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Теорети-ческая подготовка

Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в баскетболе

Вводный, положение о соревнованиях по баскетболу

2

Общефизи-ческая подготовка

Индивидуальная, групповая,  подгрупповая, поточная, фронтальная

Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование, карточки судьи, протоколы

3

Специальная подготовка

Индивидуальная, групповая,  подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом

 

литература, схемы, справочные материалы, карточки,  плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест

4

Техническая подготовка

Индивидуальная, групповая,  подгрупповая, Индивидуально- фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение,  беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки,

наглядный показ педагогом, учебная игра

 

 

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование

5

Тактическая подготовка

Индивидуальная, групповая,  подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала,  беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки,

наглядный показ педагогом, учебная игра

 

литература, схемы, справочные материалы, карточки,  плакаты, мячи на каждого обучающего

 учебная игра, соревнование

6

Игровая подготовка

групповая,  подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, тренировки,

учебная игра

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование

7

Контрольные и календарные игры

коллективно-групповая

Учебная игра, товарищеская встреча,

соревнования

Дидактические карточки, литература, схемы, плакаты,  видеозаписи, 

Учебная игра, соревнование

8

Контрольные испытания

Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная

Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, объяснение нового материала,  

схемы, мячи на каждого обучающего, баскетбольные щиты, конусы, секундомеры

Тестирование, протоколы, судьи

 

6.  Материально-техническое обеспечение дополнительной

общеразвивающей программы

«Баскетбол»

 

Обеспечение программы методической продукцией:

1. Дидактические материалы

- картотека упражнений по баскетболу

- схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе

- правила игры в баскетбол

- правила судейства в баскетболе

- положение о соревнованиях по баскетболу

- разработка инструктажа по технике безопасности

- разработки общеразвивающих упражнений и подвижных игр

2. Методические рекомендации

- рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры

- рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом

- рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу

- инструкции по охране труда

3. Информационное обеспечение

- учебная литература

- учебные видеофильмы и аппаратура для их просмотра

- компьютер с выходом в Интернет

 

Материально-техническое обеспечение:

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования.

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал школы с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными щитами. Наличие баскетбольных мячей для каждого ученика. Наличие набивных, футбольных, волейбольных и  теннисных мячей стоек для обводки, гимнастических скамеек и матов, гимнастических палок и скакалок, гантелей,  барьеров, обручей, секундомеров и рулеток, каната.

 

 

Список литературы для педагогов

1. «Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ» авторов Ю.М.Портнова, В.Г.Башкировой, В.Г.Луничкина, М.И.Духовного, А.Б.Мацака, С.В.Чернова, А.Б.Саблина 2004 год.

2. «Баскетбол для юниоров» - П. Баррел, П.Патрик, 2007г.

3. «Мини-баскетбол в школе» - Ю.Ф. Буйлин, Ю.И.Портных, 1996г.

4. «Баскетбол. Теория и методика обучения» - Д.И. Нестеровский,  2004г.

5. «Подвижные игры в системе подготовки баскетбола» - Е.А.Чернова, 2002г.

6. «Официальные правила баскетбола» - инфобаскет, 2010г.

7. «Баскетбол. Секреты мастерства» - А.Я. Гомельский, 1997г.

8. «Баскетбол. Начальный этап обучения» - В.В.Кузин, С.А. Полиеский, М.ФиС, 1999г.

 

                Список литературы для обучающихся и родителей

1. «Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных игроков» - НИК М. Сортэл, 2002г.

2. «Все о тренировке юного баскетболиста» - Б. Гатмен, Т. Финнеган,  М.АСТ, 2007г.

3. «Баскетбол. Навыки и упражнения» - В.Джерри, Д.Мейер, М.АСТ, 2006г.

4. «Баскетбол. Азбука спорта» - Л.В.Костикова, М. ФиС, 2002г.

5. «Баскетбол. Книга для учащихся» - А.Д.Леонов, А.А.Малый, Киев, 1989г.

6. «Упражнения и игры с мячами в системе подготовки баскетболистов» - Чернова Е.А., Кузнецов В.С., Москва,2003г.

7. «Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов» - Чернова Е.А.,Москва, 2001г.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий